Угорелия. Угорелу - Угорелово.
Угорелы - это мы
Наши дороги
Что видели
Наши песни
Чему научились
Наши байки
Наше видео
Электрическая почта

Чирко-Кемь 1999

Ну что тут такого непонятного?!

14-23 июля 1999 г.

В середине июля 1999 года, группа туристов "Угорелия" г.Москва на двух байдарках "Таймень-2" прошла маршрут 4 к.с. по реке Чирко-Кемь от поселка Тикша до поселка Боровой.

Коротко:
Река по праву считается одной из самых спортивных рек Карелии. Несомненно, что подобная оценка сложности, применительно к этому маршруту, основана на степени напряжения препятствий 3-4 к.с. на сравнительно коротком участке (~100км). В нашем случае, когда расход воды на участках сплава день ото дня становился всё меньше, пороги (мы судим по именным) приобретали редко учитываемые свойства, а именно - обилие крупных элементов в русле, хорошо "читаемых" с воды, но делающих прямолинейное движение сложным. В связи с этим, отдавалось предпочтение сплаву на "отрицалке" с траверзом наиболее "замусоренных" участков.

Заброска:
Машина от станции Надвоицы до моста через реку за посёлком Тикша стоила нам 400 рублей на четверых (~120км). Погран-контроль (если таковой ещё сохраняется) нас не беспокоил. На стапеле у моста встретили группу на одной КНБ и одной "Таймень-2", из Питера, сплавляющихся с р.Муезерки, что по их оценкам значительно украшает маршрут (По Муезерке они сплавлялись два дня). Попутно выражаем благодарность ребятам за дружеское отношение, помощь и песни. (Саша Башарин and comp).

Общая оценка:
Великолепные пейзажи. Обилие сухих, хорошо проветриваемых стоянок, наличие сухого растопочного материала, красивейщие пороги и чистейшая вода, делают сплав по Чирко-Кеми незабываемым.

Лето:
Часто наблюдались "сухие грозы", однако ни одного лесного пожара мы не видели. Грибов не было. Тем не менее черники и голубики изрядно. Морошку мы тоже собирали на моренных озёрах, где к стати здорово бьёт щука. Весь поход велась фото и видео-съемка. В частности Никкуткоски пройден с оператором сидящим и снимающим спиной к сплаву.

На незафартученных (по стечению обстоятельств) "Таймень-2" нами пройдена вся река за исключением Тахкокоски ("Жернов") и Ракконекоски ("Каменная нога") 4к.с. Первый проходили левым треком, но незафартученными делать там нечего; последний не пройден по причине травмы одного из участников.Последняя закончилась репозицией костных отломков на берегу (в группе два врача). Дальнейший сплав, к сожалению, представлял лишь сумму эвакуационных мероприятий.

В посёлке Боровой неплохая больница с рентген-установкой и анастезисткой. Там нашему товарищу сменили транспортную шину на гипс. Кстати: со слов хирурга Мамуки Георгеивича Кокая (отличный мужик!) в летний период уж 1-2 водников точно привозят с переломами с реки.

Пороги:
Именных порогов масса, но вряд ли они заслуживают серьёзных опасений. Для опытных экипажей река скорее интересна, чем страшна. Однако - просмотр обязателен. Река в прошлом использовалась для молевого сплава. ВНИМАНИЕ ТОПЛЯК!

Хаудакоски - 4 к.с. (по нашим оценкам не выше 3-й). Слева ряжевая стенка. Просмотр, обнос, стоянка справа около 100 метров. Идётся (в нашем случае правым вариантом) без проблем. Мощный вал на выходе.

Примерно через 3-4 км:
Кривой - разрушенный ряж справа, просмотр и обнос слева. Движение по основной струе. Мощные валы на выходе. Великолепные скальные стенки после порога.

Через 100 метров:
Тахкокоски - 4 к.с. Впечатляющий короткий слив с дугообразной плиты. В центре слив 2 метра. Под ним кипит котёл. Возможен проход левым треком. Вероятна проводка справа за скалой.

Далее 16 км - Тахколамбы (плёс). Стоянки.

Ледмозёрские пороги несложны. 1-й просмотр справа, 2-й слева.

В устьях Няуги, Хяме, Растос последовательно впадающих слева, хорошо ловится окунь и щука. Далее каскад именных порогов (Вигитус, Руах, Железные ворота, и т.д). Мы не просматривали.

Никкуткоски 4 к.с. Красивый порог. Просмтр, обнос справа.

Елоха - 3 к.с. Короток, несложен.

Через ~350 метров:
Ракконекоски - 4 к.с. С воды - прост на входе(!) Просмотр обязателен! Обилие элементов, в нашем случае 3 серьёзные бочки в единственно возможном правом варианте. Сигнальщик! Страховка! Справа стоянка. Просмотр, Обнос.

Сосновые - в нашем случае мелководные, мы частично выполняли проводку на бечеве. Острова Шалсари - очень красиво! Говорят можно в них заблудится. Движение по правому абрису.

Далее несколько порогов 2-3 к.с. Наиболее интересны Олений ~1км - движение по основной струе с частым траверсированием. Просмотр справа. Горшок 3 к.с. Зигзагообразный. Короток, мощен, умеренно выраженный правый прижим.

После 7 км плёса, на левом берегу поселок Боровой, почти не видимый с воды (несколько то ли бараков, то ли сараев). Вставать нужно не доходя до них. До станции примерно 1.5 км.

Отъезд:
Поезд из Борового до Петрозаводска (С.Петербурга) уходит в 16:06. Прямого сообщения с Москвой нет. Билеты желательно взять в 10:00 утра. До Петрозаводска поезд идёт долго (больше 12 часов) с 4-х часовой стоянкой в Ледмозере (магазин, почта). В Петрозаводске в 08:20. Ближайший Мурманск-Москва в 13:40 (он ходит только до сентября).

Резюме:
Сплав по Чирко-Кеми в полном объёме возможен и достаточно безопасен при наличии индивидуальных средств защиты, фартуков и юбок. Не рекомендуем пренебрегать просмотром и выставлением сигнальщиков, страховкой с судов и "живцом". Считаем использование в качестве информационного источника "На байдарках по Карелии" г-на Шилова наиболее доступным и полным.

(с) Упрямый.