Угорелия. Угорелу - Угорелово.
Угорелы - это мы
Наши дороги
Что видели
Наши песни
Чему научились
Наши байки
Наше видео
Электрическая почта

Полуостров Средний 2015

Два брата. Полуостров Cредний


Сроки проведения похода: 15 июля – 24 июля 2015г.
Количество участников – 8 чел. (7 стариков и 1 девушка).
Для перевозки снаряжения и продуктов с собой взяли два велоприцепа: «Bob Yak» и «Aevon».
Изучив описания велосипедистов, посетивших полуострова Средний и Рыбачий, мы решили объехать только Средний. Большой километраж превратил бы созерцательный поход в спортивный, а нам хотелось насытиться красотами местных пейзажей. Итак, из Москвы 13.07.2015 поезд №092 отправлением в 20.50 Москва – Мурманск, потом микроавтобус с прицепом для багажа. От Мурманска до начала маршрута 100км хорошего однополосного асфальта. Водители настойчиво игнорируют педаль тормоза, именно поэтому заброска своим ходом категорически опасна. За 800 метров до пункта назначения на трассе есть погранпост. У нас проверили паспорта, и поинтересовались целью поездки. Мы вручили пограничникам список группы с фамилиями и номерами паспортов. Пункт заброски – Старая ТитОвка. Это не поселок, а перевалочный пункт. Стоянка, кафе и платный туалет. Здесь мы собрали велики, перепаковали багаж и перекусили.
Возвратились по трассе на 450 м назад, и свернули налево. Здесь начинается грунтовка в сторону перевала на п-ов Средний. Сначала остатки асфальта, далее грунт с перепадами высот около 13 км. На этом участке есть живописные водопады, пункт для выдачи лицензий на лов рыбы. Там же мы нашли место для первой стоянки прямо у реки. После долгого поезда, 100-километровой поездки на микрике, сборке и подготовке великов, эта стоянка была весьма кстати. От трассы до стоянки около 6 км. Далее ещё около 7 км до Пьяного ручья. Сразу за ручьем есть комфортный столик с навесом, где будет удобно перекусить. Там и начинается подъем на перевал. Сам перевал (около 13 км) представляет собой плотную грунтовую дорогу с чередой подъемов и спусков. Крутые подъемы преодолевали пешком. Поскольку грунт сильно засорен крупными камнями, то и на спусках не рисковали – спешивались. Перевал очень живописен. На верхних озерах пополнили запас пресной воды. Иногда сильный ветер заставлял утепляться.
На длинном пологом спуске к губе Кутовая шли на тормозах, наслаждались открывающимися видами. После перевала, внизу, слева от дороги нашли небольшое плато, где и встали на стоянку. На следующий день после перешейка на ближайшей развилке свернули влево. Ориентир для развилки – заброшенное строительство турбазы.
Через 1км после развилки будет брод. Лучше провести велосипеды пешком. Наиболее удобная проводка – ближе к берегам брода. Ещё через 1,5км слева будет турбаза «Геологи». Там есть частный музей, посвященный обороне этого направления в ВОВ. У тех, кто располагает запасом времени, можно подняться непосредственно на перевал Муста-Тунтури. После музея (около 1,2 км) до развилки. Дорога на север ведет вглубь полуострова. Мы пошли влево, и через 5 км дошли до ручья Палви с красивым водопадом. Ручей уже впадает в губу Малая волоковая. На ручье стоит летний лагерь для любителей дайвинга. Мы остановились в 200 м после ручья. Мылись, набрали воду, встали на ночевку. На траверсе, в губе Малая Волоковая, постоянно дежурит пограничный катер. Немудрено: строго на запад, вдоль побережья через 40 км уже норвежский берег. Далее дорога ведет вдоль побережья. До мыса Волоковый 4 км. Далее еще 4 км до места, где дорога окончательно поворачивает от побережья на северо-восток. Там 800м вверх по полигону. Грунт – пластинчатый сланец. Поднимались с великами пешком. На полигоне много траншей и полуразрушенных укреплений. После подъема направились по дороге на С-СЗ. Слева внизу, у моря лежит каменистая долина. Штормовые волны уложили камни красивыми разводами (японские сады камней отдыхают).
Двигались около 3,8 км до следующей развилки. Дорога на восток уходит вглубь полуострова, к артиллерийской батарее и заброшенному военному городку. Мы пошли вдоль моря на север. Дорога на север идет по верхней бровке, в 500 м от моря. Через 1км. дорога проходит через перелесок. Слева есть небольшая поляна. Там мы встали на стоянку. Чуть впереди есть большой ручей с пресной водой. Ниже, к морю, хорошо организованные бетонные артиллерийские укрепления. На следующий день, приблизительно через 500м дорога вывела к необычному месту. Издалека смотрится, как музей огромных восковых фигур. Это причудливые останцы горных пород после выветривания. В лоции это трактуется, как «Берег рыжих камней». На протяжении 500м слева от дороги природа поражает своей изысканностью. Множество разнообразных огромных сланцевых останцев образуют красивейший парк причудливых фигур. Наверное, это одно из самых достопримечательных мест п-ова Средний. Далее дорога ведет в тупик. Через 600м начинается торфяное поле. Судя по количеству раскатанных и запутанных трасс, здесь бывали внедорожники и квадроциклы. Дальше дорога возможна только пешком.
Путь преграждает каменный заболоченный каменный разлом. Там, через заросли кустарника, можно найти тропу. Велосипеды и груз пронесли до сухого места (150м), поднялись наверх, до грунтовки. Эта дорога круто спускается вниз от метеостанции. На бровке, ведущей с верхнего плато, дорога перекрыта бетонным блоком. Видимо, это защита от туристов на внедорожниках. Далее дорога в начальном направлении идет на север, затем поворачивая на СВ, через 2 км приводит к местной достопримечательности – саамскому капищу «2 Брата». Это 2 скалы – останца высотой около 30 м. Там можно спуститься к морю (около 120 м). Отсюда дорога обретает комфортный характер. Через 500м грунтовка достигает своей крайней северной точки у мыса Земляной. Здесь она поворачивает на восток, и ещё через 1 км смыкается справа с дорогой, спускающейся с верхнего плато. Далее грунтовка идет в 100-150 метрах от побережья. По пути встречаются небольшие броды через ручьи. Через 6 км дорога приводит к заброшенному аэродрому Пумманки. На аэродром намекает только ровный ландшафт, всё остальное давно заросло кустарником. Через 1,5 км движения вдоль аэродрома будет развилка. Ориентир – памятник-стела слева. Дорога влево ведёт через разрушенный мост и глубокий брод к погранзаставе. Мы пошли вправо. Через 500 м поворот влево, и ещё через 200 м мелкий брод. Мы встали на стоянку до брода справа, на кочкастой поляне. На следующий день там же устроили дневку. Сразу после брода развилка. Налево дорога возвращается к погранзаставе. Направо, через 1км развилка. Направо, на запад дорога поднимается на верхнее плато. Южное направление продолжает идти вдоль побережья губы Б.Волоковая. Через 1,5 км влево идет дорога на п-ов Ялта. Потом 5,5 км до развилки. Налево дорога ведет на п-ов Рыбачий. Направо хорошая грунтовка ведет вдоль берега Мотовского залива. Там много захоронений советских воинов. Через 13 км мы встали на стоянку на берегу около обломков военного катера. Это была наша крайняя стоянка на полуострове Средний. На следующий день мы одолели перевал, останавливаясь на мелкий ремонт велосипедов. Ближе к вечеру добрались до Старой ТитОвки, где нас уже ждал транспорт до Мурманска. До конца отпуска оставалось время. В Мурманске закупились, и на том же транспорте двинулись по трассе «Кола» в район Оленегорска.
В 10км южнее пос. Тайбола, на перекрестке трассы с грунтовкой свернули направо. В 500м, у разрушенного моста через реку есть большая поляна. Там устроили дневку. На следующий день по старой грунтовке доехали до Оленегорска (около 30км). Грунтовка идет параллельно трассе «Кола» к западу от трассы.
В Оленегорске купили продукты. 24 июля сели в поезд №091 в 23.39. 26.07.2015 были в Москве.

Итоги:
Общая протяженность вдоль побережья Среднего около 70 км. Плюс перевал (туда-обратно) 50км. Всего 120км.
Путешествие возможно на внедорожниках, квадроциклах, либо на велосипедах. Велосипедистам следует продумать экипировку на случай резкого изменения погоды. Также необходим достаточный ремнабор. Крупные и острые камни забрали у нас 5-6 камер, и изрядно потрепали покрышки.
Дров нет. Мы готовили на газовых горелках.
Мобильная связь теряется уже в 5км от Старой ТитОвки. Мы нашли сигнал норвежского оператора на западном побережье полуострова, в районе «берега рыжих камней».
Регион объявлен национальным заповедником. Возможно, вскоре будет совсем закрыт. Перед поездкой необходимо проштудировать соответствующую информацию.

(с) Добрый.