Угорелия. Угорелу - Угорелово.
Угорелы - это мы
Наши дороги
Что видели
Наши песни
Чему научились
Наши байки
Наше видео
Электрическая почта

Сывтуга 2005

Средняя супень порога Перелом

Дневник-описание.

Состав:

Редкий (Капитан + Доктор)
Добрый (Верховный жрец + Походный поп)
Крепкий (Старшина + Служба безопасности)
Упрямый (КамеРа + Режиссер постановочных трюков)
Правильный (Фотосъемка)
Мирный (РыбОхот + Поставка дров)
Ровный (Навигация + Ремонт всякого)
Угорельская Ведьма (Именитый повар)

Плавсредства:

Катамаран 4 Самоделка
Катамаран 2 Raftmaster FOX
Катамаран 2 Красное Солнышко (Верблюд)
Рамы все из труб Д16Т привезены с собой.

Начало от ст. Плесецкая, далее заброска на 2-ух УАЗах-буханках. Цена 4500 рублей. Привезли на гору Сточная. От нее, как сказал забросчик, 15 минут по тропинке до Шардозера, но сами они здесь не были летом, а только зимой, на лыжах или в снегоступах. Говорят что в следующем году лежневки, по которой мы двигались в сторону, может уже не быть. Размоет. Есть вариант заброситься прямо на реку Шардозерка, примерно на полпути по реке от Шардозера до Сывтозера. Шли мы с GPS (GARMIN E-Trex Legend). Все точки типа исток, устье, мост, порог, мыс были внесены в приборчик еще дома по привязанной мной карте района. Привязка оказалась очень неплохой, поэтому точки оказались очень точными. Карта не врала, вопреки всем ожиданиям. Смерили расстояние от места выгрузки с машин до мыса Кошкин нос, и оказалось 2.5 км. Ну, думаем, дойдем за час-полтора.

Далее шли челночным методом, сначала ставы и сумки, потом рюкзаки. Ну в общем никакой тропы, в нашем понимании, не оказалось. 70 метров по жесткой почве с набитой тропой, далее 100 метров по колено в болоте. Так мы, почти без сил и знатно натерев ноги и плечи, оказались на берегу Шардозера через 5 часов. Место стапеля тоже часть болота. Одновременно можно нормально собирать только 1 катамаран. Решили просто собрать каты и переправиться на Кошкин нос, там устроить дневку с баней и перепаковаться в гермомешки. Собрались потихоньку и встали на воду. На стоянке которая на мысу стоит изба, и мужик с моторной лодкой чего-то копошится, отошли от него в сторону истока Шардозерки и встали метрах в 500 на мысу. Высокий берег.

Дневка, постирушки, моральное разложение, песни под гитару, рыбалка. На следующий день стартанули в Шардозерку. В одном из описаний как ориентир истока указаны деревья наклоненные влево вправо. Ничего этого нет. Нашлась по GPS. Ширина реки чуть шире 2-ух метров, как раз проходит катамаран. Далее река постепенно расширяется. Такого количества рыбы я еще нигде не видел. Самый настоящий аквариум в природе. Первые завалы. Сначала как-то сложно преодолеваемые, потом – легко. Далее обнос моста лесовозной дороги. В этом месте комары и мошка особенно злобствовали. Мост положен прямо в реку, безо всяких опор. По берегам полная вырубка леса, на левом берегу 2 избы лесорубов предназначенные для перевозки трактором в зимнее время. Далее несколько искусственных хороших завалов. Толстые деревья спилены и повалены через реку, типа мостков, чтобы ходить с одной делянки на другую.

Забросчики предлагали нам заброситься в это место, возможно, это сэкономило бы пару дней. Далее проще. Вышли в Сывтозеро. Ни одной избы, которые есть в описании, не увидели. При полном штиле и на солнце переперлись за 1 час. Исток Сывтуги в северной части озера налево. Через 2 километра болотистых берегов Павнозеро. Берега болотистые, по ходу движения справа сделан стеллаж для палок, на которые рыбаки ставят сети. Конструкцию видно прямо от входа в озеро. Выход из озера практически там же где и вход. Не промахнитесь, можно попасть в еще одно озеро. Поэтому идти правым рукавом, на север. Через 1-1.5 км на правом берегу изба, ориентир – причал для лодок. Еще через 1 км изба на левом берегу. Здесь мы стояли. Изба очень качественная, но вот количество мусора и хлама очень велико. Неужели нельзя все это в костре жечь? Для себя я отметил эту избу как «Печище», которая упоминается в некоторых описаниях. Но в реальности «Печище» должно быть на правом берегу. Видели от нее только первый ряд подгнившего сруба далее при повороте реки налево. На карте отмечена, в реальности не существует. Далее пошли опять завалы, некоторые сложно преодолеваемые. В одном из завалов заклинило труп лося. Почти полностью погружен в воду. Шли до порогов Тяпогорские (три брата), там стояли на правом высоком берегу. По пути на правом берегу ближе к Тяпогорским стоит изба и несколько лодок на берегу.

Утром перевязывали катамараны и ловили рыбу. Прямо около стоянки пойманы 2 язя и 1 щука с руку длиной. Выдвинулись и пошли. Почти сразу следовали завалы. К вечеру напрорубавшись и наобносившись, всего через 6.5 км встали на стоянку на левом берегу. Стоянки как таковой нет. Бурелом между рекой и болотом, но 4 палатки встали спокойно. Встали экстемально, из-за форс-мажора, - Верховный жрец во время просмотра завалов проткнул жопу деревяшкой, кровь рекой все дела. Пришлось зашивать.

Утро. Перешли пешком по завалу на правый берег с топором. Где-то час рубили просеку для обноса. Ширина метра 3 длина 10 метров. На берегу свежие следы пребывания лося. Далее переправились и обнеслись. До первого порога на реке 2.5 км. По пути несколько несложных завалов которые протаскивали сверху практически не прорубаясь. В некоторых описаниях порог называется Кот-порог. Просмотр по правому берегу. Тут же нормальная стоянка. Но вставать рано, поэтому пошли дальше. Опять завалы. От порога до нашей следующей стоянки 4.1 км. Встали на левом берегу.

Утро. От стоянки до порога Мини Чертово ущелье 1.9 км. Просмотр по правому берегу. Отсюда до самого Чертова ущелья чуть менее 0.7 км. Просмотр по правому берегу. Порог длиной 370 метров. Обнос трудоемок. Высота тропы от реки в самой высокой точке метров 30. Обнесли вещи и прошли ущелье. По нашей воде в конце ущелья проводка. Встали в конце Чертова ущелья на правом берегу. Оборудованная стоянка с мемориальными табличками, закрепленными на сосне.

Утро. В 1 км от ЧУ на правом берегу изба. В половодье она полностью скрыта под водой. На карте отмечена. Через 4.3 км от избы через реку перекинут мост лесовозной дороги. Проходится в правый проем. На левом берегу стоит вагон от узкоколейки. Дорога вполне работоспособная. Можно забрасываться и сюда. Говорят, отсюда есть набитая тропа до Чертова ущелья. Сами тропу не видели. Вероятно в это место заброска от деревни Шомокша.

Через 0.3 км от моста начинается водопад Верхний перелом. Просмотр по правому берегу. Есть оборудованная стоянка. Много стреляных гильз от охотничьего ружья, есть совсем старые и совсем свежие. Порог состоит из 5 ступеней. Обносили 3-ю, из-за габаритного непрохода всех катов. В большую воду проходятся все. От начала Перелома до порога Мельница 2.5 км. Стоянка возможна на правом берегу перед порогом. Просмотр также по правому берегу.

Встали здесь, оборудовали стоянку. Вдоль реки справа проходит хорошо набитая тропа, которая, по всей видимости, ведет от Падуна к Перелому.

Утром катались на пороге. Фото и видео съемка. Опять же в большую воду порог не такой шкуродерный. Пришлось обносить Кат-4. В конце основного слива встали на воду и пошли к падуну. Сначала левым рукавом, в котором небольшой порожек, а потом правым рукавом непосредственно перед послеком Падун. Пристали к дому который ближе всего к воде. От мельницы до водопада Падун чуть менее 0.2 км. Просмотр и обнос по правому берегу. В нашу воду Падун как препятствие выглядел так. Вверху шкуродерная шивера которая заканчивается обрывом высотой 2.5 метра. Такие пороги наверное ходятся, но воды надо поболее. На Падуне сверху стоит табличка «Водопад Падун. Памятник природы. Зарегистрирован в 1987 году». Живописнейший водопад. Два слива. Слева по ходу основной, и справа маленький (Мечта Каякера). Под Падуном на плесе за 1 час поймали 5 щук. 2 из них «битые», кто-то их пытался съесть. Щуки размером с руку. Толи более крупные щуки их едят, толи семга. Так и осталось загадкой.

Пошли далее. Первый хариус был пойман в 4.7 км от водопада на небольшом перекате. И потом ловился стабильно на каждом перекате. От Падуна до стоянки в районе брошенного поселка Квадрат 79, где мы вынуждены были встать, 10.7 км. Поселок обозначен на карте как «сараи». Весь этот путь иногда приходилось проводить суда по колено в воде. Прямо перед Квадратом 79 об камни разошелся шов на Кате-4. Длина раны около 2-ух метров. Встали на правом берегу около брошенных строений метрах в 100 от берега и чуть назад. В этом месте растет смородина и малина. Видели следы пребывания медведя, которые немножко нагнали на нас жути. Оборудовали стоянку в молодом подлеске. Всю ночь в 4 иглы и под гитару с песнями зашивали кат. Закончили в 6 утра.

Днем встали на воду. Сразу за поворотом реки направо рубацкая изба на правом берегу. От стоянки до устья реки Талзанга 2.9 км. Метров за 800 до устья справа впадает ручей. Из Талзанги поступает вода гораздо холоднее чем вода в Сывтуге. После стрелки воды стало немного побольше, и проводки прекратились. От устья через 700 метров на правом берегу рыбацкая изба. Стоит она на месте бывшей деревни Усть-Талзанга. От избы до порога Железные ворота чуть менее 600 метров. От Железных ворот до следующего порога 1 км. Еще через 1.6 км мы встали на перекус на правый берег. Еще через 8.8 км стоянка на правом берегу. Вниз по реке в шивере ловится хариус. Здесь сделали полудневку.

Утро. Через 11 км после стоянки слева впадает р. Порса. В ее течении очень мутная вода, и Сывтуга с этого момента стала грязной. Вода на вкус как будто с пылью или мелким песком, это по ощущениям разных людей. После впадения сразу начинается Паш-порог. При нашей воде это шивера со шкуродером. Встали на стоянку на левом берегу посреди порога.

С утра на деревянной плоскодонной лодке по реке мимо нас проходил местный рыбак. Первый человек увиденный нами на реке. Встали на воду. Решили идти до того места, где Сывтуга максимально близко подходит к р. Онега, чтобы сделать волок на Онегу и оттуда выброситься. Около 12.5 км от нашей стоянки до впадения с правого берега реки Шелекса. Еще через 400 метров справа впадает Попов ручей. Ширина устья ручья по нашей воде 1 метр. Это и есть начало места нашего волока.

Пока шли, опять встретили того рыбака, пообщались. Уточнили про место волока, оказалось, что он сам из деревни Хачела (ударение на первый слог), и вечером тоже пойдет домой. Сказал что от Попова ручья до Хачелы 7 км через лес. Но можно по реке, с его слов, от Попова ручья пройти еще 2 км до моста, и от него старая лесовозная дорога до деревни Филява. В итоге мы вышли на нее же, так что имеет смысл идти до указанного моста. Поворот с лесовозки в сторону деревни Хачела явно выражен. Туда поворачивает хорошо натоптаная тропа. Это поворот налево.

Антистапель и просушка катамаранов. Упаковались к 11 часам вечера. Пересидели у костра до 3 часов ночи и двинулись в сторону р. Онеги.

Наш Волок. Сначала 3 человека пошли разведать дорогу и отнести ставы, чтобы максимально упростить волок. Первые 850 метров чавкотня по щиколотку и по колено в воде. Потом явная просека с нормальной тропой. По просеке еще около 1.4 км до лесовозной дороги. Поворачиваем направо. Отсюда до поворота налево в Хачелу, еще 1.7 км. Далее тракторная колея. По ней через 2.7 км выходим на зады деревни. До реки еще метров 500. Пришли около 7 утра. Через 1 час хождений вокруг и внутри деревни появляется парень и переправляет нас на правый берег. Но нам надо в деревню Пияла, которая видна с левого берега, парень говорит что у него до туда бензина не хватит. Ширина реки более 400 метров. В 2 ходки оказываемся около грунтовки ведущей в Пиялу. Но прямо дорога по всем законам проходить не может, поэтому удаляемся от берега, и там находим правильное направление. Нам идти до деревянной церкви, напротив нее находится Контора с председателем, у которого есть ГАЗель, на которую мы рассчитывали. Там надо появиться до 9 утра, т.к. машина уезжает в 9 по делам. Приходим в 8, а она уже уехала и будет вечером. Делаем перекус и на тракторе Беларус с прицепом доезжаем от церкви на остановку Пияла, которая еще примерно в километре от берега. Там в 13:00 автобус в сторону станции Вонгуда (ударение на первый слог). Автобус стоит 74 рубля с человека и 100 рублей за весь багаж. Езды около 2-ух часов до поворота на Вонгуду. На повороте есть магазин. От этого поворота еще 2 км по дороге до станции. На станции есть магазины. Забрасываемся сюда на ЗИЛ-130 в фургоне за 200 рублей. ЗИЛ живет рядом с магазином.

Поезд до Вологды ходит раз в 2 дня. Вагоны плацкартные, но общие, 9 человек на один загон. Народу полный вагон. Далее от Вологды утренний поезд Архангельск-Москва. Билеты в это время продаются на вокзале только в сервис-центре, т.к. кассы открываются позже. Из-за этого каждый билет дороже на 80 рублей. Ехали в 2-ух разных вагонах. Так в 16 с чем-то прибыли на Ярославский вокзал в Москву.

(c) Ровный.