Угорелия. Угорелу - Угорелово.
Угорелы - это мы
Наши дороги
Что видели
Наши песни
Чему научились
Наши байки
Наше видео
Электрическая почта

Терский берег 2012

Урочище Точильное


Велопоход проходил во второй половине июля по Терскому берегу. Это южное побережье Кольского полуострова. Количество участников – 8 чел. Все водники. Опыт многодневных велопоходов до этого был только у одного. За основу был взят банальный маршрут по грунту и асфальту от Варзуги до Кандалакши (около 280 км).
Стартовали из Москвы на поезде 212А Москва-Мурманск отпр. 17.01.12 в 01:20. Прибыли в Кандалакшу 18.07.12 в 07:08. Согласно предварительной договоренности нас ждал транспорт: комфортный микроавтобус «Фольксваген» с прицепом. Прицеп высокий, предназначен для перевозки снегоходов и квадроциклов, поэтому мы смогли загрузить наши велики в вертикальном положении.
Водитель Игорь сразу подвез нас к супермаркету, где мы нашли все необходимые продукты. В дороге он же сообщил много интересной и полезной для нас информации.

Это контакты перевозчика:
Игорь Пирогов. Мурманская область.
Терский район, поселок Умба.
Телефоны: 8-921-270-72-32, 8-911-340-72-32
еmail:dominica27(сабака)yandex.ru

В Умбе поменяли иностранца на УАЗ-буханку, более привыкший для движения по предстоящему грейдеру.
Учитывая загрузку на вокзале, супермаркет, перецеп в Умбе, и технические остановки в пути, в районе Варзуги мы были около 13:00 (чистое время в движении около 4-х часов). За перевозку заплатили 8 тыс. руб.
Чтобы не стапелироваться в самом поселке, остановились в километре до него на песчаной проплешине среди соснового молодняка. Начавшийся дождь внес свои коррективы. В Варзугу поехали только 2 добровольца с фотиками. Дождавшись их возвращения, группа начала движение.

День первый, 18 июля:
Начали движение со стапеля в 15:30. В 16:00 были у поворота на Кузомень. Дождь закончился, и путешествие по лесной дороге было комфортным. В лесу есть ориентир – крест. После него, на развилке лучше поворачивать правее, чтобы не влезть в песчаные дюны. Лес заканчивается, и дорога идет по краю песков. В 18:30 подъехали к берегу Белого моря. От посещения Кузомени большинством голосов отказались. Не нашлось сил тащиться по дюнам. Дальнейшее движение продолжили по отливному морскому песку. Песок не везде был плотным, и эта поездка отняла много времени. Через 8.3км нашли старую грунтовку, ведущую вдоль берега. Пересекли вброд несколько ручьев. Через 1.5 км после ручья Кабатовский встали на стоянку в 22:40 на безлесном обрывистом мысу Толстик, недалеко от деревянной вышки. За водой ездили к ручью, топили плавником. За этот день проехали около 30 км.

День второй, 19 июля:
Под утро начался ливень и шквальный ветер. Море сильно штормило. Вынужденно дневали. Среди плавника нашли длинные слеги, закрепили их между валунами на берегу, натянули тенты. Когда дождь утихал, собирали грибы.

День третий, 20 июля:
Пытались просушиться, но периодически возобновлялся дождь. Выехали в 14:00. Дорога очень живописная. Через час доехали до мыса. Ошибочно приняли его за мыс Корабль. Еще через час, в 16.00, доехали до ручья Лодочный. У Лодочного стоит несколько деревянных домиков. Это турлагерь фирмы KolaTravel. Объехали ручей по мосту основной дороги. На правом берегу, над аметистовым месторождением, сосновый лес с хорошей стоянкой. Сделали горячий перекус. В 17:00 продолжили движение. Дальше грунтовка идет по высокому обрывистому берегу. Из-за обилия камней она больше похожа на булыжную мостовую. Через 5км после Лодочного дорога входит в перелесок, и становится более ровной. Еще через 5км, перед ручьем Точиленный, старая грунтовка выходит на основной грейдер. Это перекресток, от которого на север уходит дорога на заброшенный карьер. Сразу за карьером прекрасная стоянка, обилие дров. Воду брали у грейдера из ручья (800м). За день прошли 23 км. Рядом со стоянкой обнаружили хорошо оборудованную охотничью засидку с кормушкой-приманкой для медведей.

День четвертый, 21 июля:
Утром отправили авангард в Кашкаранцы (9км), рассчитывая пополнить продуктовые запасы в магазине. В поселке два магазина: один работает до 14:00, второй – до 18:.00 с перерывом с 13:00 до 14:00. Продавщицы живут рядом. У местной бабушки купили свежую зелень. В Кашкаранцах есть вышка МТС. Связь можно было поймать еще на карьере. Подтянулась основная группа. В 14:00 начали общее движение от Кашкаранцев. Попытка найти старую грунтовку вдоль моря увенчалась успехом километров через 15. Но старая дорога была залита водой, и представляла собой череду огромных луж в полметра глубиной. До Олениц пришлось ехать по основному грейдеру. Ощущение, будто тебя волокут задницей по стиральной доске. Плюс шлейф пыли после каждой машины. Пересекли мост через р. Оленица, свернули налево, к морю. Заболочено, мест для стоянок нет. Встали в 21:20 справа от грейдера, недалеко от моста на небольшой полянке. За день проехали 50км.

День пятый, 22 июля:
По приглашению местного грибника, группа добровольцев скаталась в поселок за гледонитами. На самостоятельные поиски не было времени. Выкатились в 15:20. Приблизительно через час доехали до начала асфальта. Тут же обнаружилась старая грунтовка, идущая вдоль моря. Ехали по ней, пересекая ручьи, пока не уперлись в разрушенный мост. Вышли на основную дорогу, и дальнейшее движение продолжили по ней. Доехали до реки Хлебная. При ее впадении в море, справа есть стоянка. Встали в 21:40. За день прошли 37км.

День шестой, 23 июля:
Дневали, отдыхали, пробовали ловить рыбу в реке, опять набрали много грибов. Около устья Хлебной, видимо, самой рекой намыта большая литораль. В полный отлив можно уйти от берега метров на 500. Собирали мидий, морскую капусту. Прогулялись дальше по берегу, решили, что будем выезжать по старой грунтовке.

День седьмой, 24 июля:
Долго и лениво собирались. Выехали в 18:00. Через час доехали до Кузреки. Поднялись к мосту. Тут сломался один из багажников. Пока занимались ремонтом (50мин), выяснили у местных, что в Умбе есть ночные магазины. С Кузреки стартовали около 20:00. Асфальт пошел вверх некрутыми, но длинными подъемами. Ближе к Умбе начался дождь, перешедший потом в сильный ливень. Были у магазина в 22:50. Еще минут 50 ушло на закупку продуктов. Магазин находится на въезде в поселок с правой стороны. Работает до 24:00. Двинулись дальше, пересекли реку Умба. Встали справа по ходу, между дорогой и оз. Медвежье Плесо на 6-ом (судя по дорожным столбам) километре от Умбы. Время – 0:40. За день прошли 41км.

День восьмой, 25 июля:
Приняли решение не штурмовать Кандалакшский перевал, а договориться о транспорте к Колвицкому водопаду. Мобильная связь в этом месте была слабая. Дозвонились до Игоря. Он работал с другой группой, но дал нам телефон Павла.

Вот его координаты:
Рыбалка, отдых и охота на Терском берегу и в Зареченске.
Летом. Зимой (на снегоходах). Телефон: +7-921-725-67-55,
ICQ: 492077126, e-mail: sysoy(сабака)mail.ru, Павел.

Договорились на водопад. Группа добровольцев вернулась в Умбу, и докупила продукты для предстоящей дневки. Выехали со стоянки в 18:30. Движение осложняли только подъемы. По дороге встретили Игоря. По его совету на 59км от Умбы свернули направо, к Колвицкому озеру. Там большая песчаная пляжная зона. Увидели группы автомобилистов из Питера и из Москвы. Ушли влево по берегу метров на 300-400. Нашли полянку, к которой невозможно проехать на автомобиле. Встали на стоянку в 0:40. За день прошли 50.6км.

День девятый, 26 июля:
Еще ночью обнаружили, что берег принадлежит леммингам. Эти наглые хомяки маршировали вдоль берега, забирались в открытые палатки, истерично орали и бросались в атаку, если кто-то пересекал границы их владений. Продукты на ночь пришлось прятать в велоприцепы. Дневали, с рыбалкой не получилось, опять собрали вагон грибов.

День десятый, 27 июля:
Ушли со стоянки в 18:00. В 21:15 были у Колвицкого водопада. Прошли 22.7км. Посмотрели водопад, созвонились с Павлом, упаковали велики в чехлы. Пришел транспорт, загрузились. В дороге попросили Павла остановиться на перевале на фотосессию. Комфортно доехали до вокзала в Кандалакше. За перевозку отдали 3 тыс. руб. Сходили за продуктами в дорогу, оставшееся время общались с многочисленными группами водников, возвращавшихся домой.

Обратно возвращались на поезде 285А Мурманск - Новороссийск отпр. 28.07.2012, в 03:36 Прибыли в Москву на Курский вокзал 29.07.2012 в 06:24.

Выводы и рекомендации:

- Первая часть маршрута более сложная, но и более живописная. Грейдер доступен для движения даже во время дождя. Вторая, асфальтовая часть пути имеет меньше стоянок.
- В местах впадения рек полноценная стоянка, как правило, невозможна из-за подболоченности, захламленности и наличия местных рыбаков; выше - реки и ручьи расположены в наглухо заросших лесом каменистых берегах.
- Пресную воду можно найти практически везде. Даже в районе Кузомени в море стекает большое количество ручьев с верховых болот. Вода торфяная, но пригодна к употреблению. Источников пресной воды достаточно, но их расположение не совпадает с местами возможных стоянок. Поэтому, иметь при себе емкости для перевозки достаточного количества пресной воды крайне желательно.
- При теплой погоде в середине лета обильное количество грибов и ягод.
- Мобильная связь доступна вблизи поселков, но желательно иметь с собой сим-карты нескольких операторов.
- Магазины с достаточным выбором продуктов есть в Варзуге, Кашкаранцах, Умбе. В небольшие поселки периодически приезжает автолавка. В Умбе есть сувенирный магазин с неплохим ассортиментом.
- Нужно иметь запас времени на случай непредвиденных погодных условий.
- Местные встречают медведей. Мы видели только следы.
- Маршрут можно сократить по своему усмотрению, заранее договорившись с перевозчиком.
- Интенсивность движения транспорта по дороге Варзуга - Кандалакша низкая, водители за крайне редким исключением адекватные и не доставляют велосипедистам неудобств.
- Местные ловят рыбу в местах впадения рек, преимущественно, в фазу прилива. Неудобств не доставляют, могут предложить купить у них свежую рыбу. Нам предлагали кумжу по 350р за кг.
- Местное население доброжелательно.
- Змей не видели.

Команда выражает благодарность водителям ИГОРЮ и ПАВЛУ за помощь в транспортировке и полезную информацию.

******
В походе участвовали два велоприцепа: “BOB IBEX” и “AEVON STD-100”. Благодаря им, мы смогли взять больше груза.
******

(c) Добрый